Электромобили в России и у соседей. И нужны ли такие электрокары

На фото: 2015 г. Первая казахстанская разработка спортивного электрокара. В 2017 г. в Казахстане почти не продают электрокары, но собираются их выпускать.

Поговорим о том, как приживаются электромобили в России и у ее некоторых соседей по бывшему Советскому Союзу. И вообще, нужен ли электромобиль.

Статистика и сравнения

Почти ровно год назад – в январе 2017 года в Интернет-издании TopGear в России, появилась заметка с показательным названием «Электромобили не приживаются в России». В заметке говорилось, что продажи новых электромобилей в России упали почти на треть и превратились в количественном плане в величину ничтожно малую. Просто-таки статистическую погрешность. Заметка TopGear в России опиралась на статистику агентства «Автостат». Приведем ее: «в 2016 году продажи новых электромобилей в России составили 83 единицы, что на 28,4% меньше, чем годом ранее (116 шт.). Лидером по количеству реализованных в стране электрокаров является Tesla, на долю которой приходится около половины (47%) от общего объема. В количественном выражении это составляет 39 экземпляров. Второй по популярности является модель Mitsubishi i-MiEV (20 шт.), продажи которой в России уже прекращены. Третью позицию занимает другой электрокар из Японии – Nissan Leaf (18 шт.). Также на российских дорогах появилось и 6 электромобилей Renault Twizy. 60% от всего объема реализованных электрокаров (50 шт.) встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье)».

Интернет-издание TopGear в России приводило для сравнения КНР, где счет проданных электрокаров уже идет на десятки тысяч. Одной из причин низкого спроса на электрокары в России издание TopGear в России называло отсутствие разветвленной сети зарядных станций. При этом однако в цитируемых выше заметках не упоминалось о продажах в России поддержанных электрокаров. С ними существенно статистика лучше.

Интернет издание autonews.ru, входящее в холдинг РБК, 21 декабря 2017 года опубликовало эту, уже более оптимистическую статистику. Издание сообщало: «в России растет популярность электромобилей». И продолжало: «продажи (за январь-ноябрь 2017 г.) новых электромобилей увеличились на 30%, а подержанных — на 70% (сравнивается статистика за тот же период 2016 года, вот исходная стат.сводка, использовавшаяся autonews.ru Прим. «Зеленого Обоба»). В абсолютном выражении цифры более скромные: согласно данным аналитического агентства «Автостат», электромобили без пробега разошлись в количестве 82 штук, а с пробегом — 914. При этом электромобиль в России по-прежнему остается дорогой игрушкой и никаких субсидий владельцам этих экологичных машин не положено». Также как и цитировавшийся выше TopGear в России, autonews.ru вспоминал Китай и меланхолично замечал: «для сравнения с января по март по всему миру продано 900 тыс. машин с электроприводом, половина из которых — в Китае». Издание, кроме того, приводило подробности о самых продаваемых электромобилях в России, по состоянию на ноябрь 2017 г.: «Nissan Leaf — бестселлер вторичного рынка: с января по ноябрь продано 814 машин с пробегом и всего 22 новых. Электромобили завозят через Дальний Восток, там же оседает более половины Leaf. На сайте объявлений Auto.ru за праворульный хэтчбек с пробегом просят от 500 тыс. руб., а леворульные варианты обходятся ощутимо дороже… Кроссовер Tesla Model X — самый популярный новый электромобиль в России, несмотря на то, что стоит очень дорого. Базовую версию 75D c пробегом оценивают сейчас минимум в 9 млн рублей. За топовый 100D с запасом хода 565 км просят 12-13 млн руб.».

Перейдем в Казахстану. Как пишет казахстанское Интернет-издание «365 Info», за первое полугодие 2017 года в Казахстане купили всего 19 новых элетромобилей. Показатель невысокий, но спрос на авто на электрической тяге растет: в январе-июне 2016 года было продано 9 единиц. Всего в настоящее время в Казахстане более 200 электромобилей (в это число — в 200 электрокаров входят и поддержанные электромобили, купленные жителями Казахстана. Прим. «Зеленого Обоба»)… По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», больше половины продаж приходится на продукцию фирмы Tesla. При этом стоимость самой популярной в Казахстане модели — кроссовера Model X (продано 9 единиц) – варьируется от 85,5 до 155,5 тысяч долларов, а цена на седан Model S (4 продажи) составляет 66-109,5 тыс. долларов. Самая бюджетная из зарегистрированных в Казахстане моделей, Renault Twizy, стоит около 13,5 тыс долларов, однако даже низкая цена не отразилась на ее популярности – за полгода продана всего 1 единица… Одной из причин небольшого, но все же роста спроса на электромобили, является государственное субсидирование. Их импорт облагается нулевой пошлинной (в действии до августа 2017 года), ставка утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию легкового электромобиля старше 1 года в Казахстане составляет 50% от аналогичной платы за технику на традиционном топливе.

Кроме того, владельцы электромобилей в Казахстане освобождены от уплаты транспортного налога на них на территории республики. Пока субсидирование не особо помогает добиваться поставленных целей».

Председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов, согласно «365 Info», пояснял причины слабой популярность электромобилей в Казахстане следующим образом: «Во-первых, число потенциальных покупателей электромобилей в Казахстане при нынешнем ценнике на них незначительно. Во-вторых, республика не располагает финансовыми ресурсами на потребительские субсидии. В-третьих, климатические условия, протяженность расстояний и низкая плотность населения Казахстана не благоприятствуют массовому развитию электромобильности». По данным 365 Info», развитие инфраструктуры зарядных станций в Казахстане также находится в зачаточном состоянии, первая в Казахстане универсальная быстрозарядная станция была открыта лишь 5 июля в столице страны — Астане.

Однако отметим от себя, что в то же время известно, что казахский президент Назарбаев является сторонником перехода на электромобили, о чем он заявлял при посещении пробного производства электромобилей, недавно начатого в Казахстане.

Далее посмотрим на Украину. Как передавала украинская служба американкой иновещательной станции «Радио Свобода», по данным украинской ассоциации «Укравтопром», приведенным в ноябре 2017 г., за десять месяцев 2017 года в Украине продали 2225 электромобилей, спрос на такие авто вырос на 227 процентов.

Как сообщала пресс-служба ассоциации, чаще всего электромобили покупали жители Киева – с января по октябрь 528 электромобилей получили киевские номера, на втором месте по количеству зарегистрированных электромобилей Харьковская область – 406 электромобилей, на третьем месте – Одесская область (405).

По данным «Укравтопрома», самым популярным электромобилем в Украине остается Nissan Leaf – украинцы купили 1855 авто. Следующей по популярности моделью стала BMW i3 – 79 авто, на третьем месте Tesla Model S – 56, Ford Focus – 54 авто и Fiat 500 – 30 авто».

С 1 января 2018 года в Украине вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым покупающие электромобиль не будут платить налог на добавленную стоимость и акциз на импорт. Как предполагается стоимость этого автомобиля в Украине уменьшится на 15-17%. Однако налоговые льготы на покупку электромобиля в Украине будут действовать только год. При этом, как сообщают украинские медиа, снижение цены приведет к заметному увеличению продаж: от плюс 20-30% — по пессимистическим оценкам, до плюс 100% — по оптимистическим. В то же время отметим, что в Украине, как и в России, приобретают главным образом поддержанные, а не новые электромобили.

Российская бульварная газета «Экспресс газета» (принадлежит к холдингу другой желтой газеты «Комсомольская правда») в январе 2017 г. позавидовала Украине, заметив в заметке «Почему в России не приживаются электромобили» (сравните с названием цитировавшейся выше заметки TopGear в России):

«В сравнении с бензиновыми аналогами цены на экологичные автомобили в России сильно кусаются. Цены на самый бюджетный электрокар Mitsubishi i-MiEV начинаются от миллиона, при этом внешне автомобиль подходит под категорию малолитражек, которые обычно стоят примерно вдвое дешевле. В других странах электрокары тоже стоят дороже, чем бензиновые автомобили, но разница в том, что государство делает все возможное для стимуляции спроса. Так, в США и многих странах Европы государство возвращает покупателям до 30% стоимости автомобиля — это та часть денег, которую дилеры отдают в казну в качестве налога. Даже в Украине… задумались о необходимости преференций для покупателей «зеленого» транспорта… А единственной серьезной мерой для повышения спроса в России были нулевые пошлины на ввоз электромобилей».

Далее упомянутое бульварное издание долго жалуется на то, что в России, кроме дороговизны электромобилей, большой проблемой является уже упоминавшееся отсутствие сети зарядных станций (по данным «Экспресс газеты», в конце прошлого 2016 года, в Москве функционировали всего 9 электрических заправок. При том, что с 1 ноября 2016 года зарядки для электромобилей включены в список обязательных требований в России при оборудовании АЗС. Владельцы заправок оправдываются тем, что в Москве почти нет электрокаров, но откуда же им быть, если их здесь негде заряжать, пишет «Экспресс газета»). Российское государство, как упоминает издание, пока не рвется их строить, перекладывая создание инфраструктуры на производителей самих электромобилей.

«Экспресс газета» в заключении своей заметки задается вопросом: «Почему же российское государство не делает ничего для развития спроса на «зеленый» транспорт? Возможно, ему просто невыгодно, чтобы электромобили набирали популярность и заменяли привычные бензиновые и дизельные авто. Ведь российская экономика основана на добыче нефти, и переход на альтернативные виды топлива неизбежно приведет к снижению потребления нефтепродуктов и, следовательно, падению экономики. Так что вполне возможно, что, тормозя распространение в России электротранспорта, власти просто стараются отсрочить крах нефтяной отрасли».

На самом деле, можно только позавидовать Украине в деле продвижения к будущему электромобильного доминирования, тем более что у нее нет нефтяной зависимости. Но так ли хороши электромобили? Поговорим  немного об этом ниже

 Так ли хороши электромобили?

Уже цитировавшийся здесь председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов, слова которого приводит казахстанское Интернет-издание «365 Info», заявлял недавно:

«Бум спроса на электромобили в Западной Европе, США, Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, финансируемыми государством… Достаточно взглянуть на опыт Дании, где с отменой льгот продажи электромобилей в начале 2017 года обрушились десятикратно и фактически остановились».

Понятно, что пока электромобили не конкурентноспособны по ряду параметров. Но как же их главное преимущество, благодаря которому их так продвигают — экологичность. Экологичнее ли электромобили обычных авто?

Британская газета Financial Time  в своей заметке в ноябре 2017 года приводила слова Роланда Кулла (Roland Doll), директора по инновациям в InnoEnergy, группе, как замечает газета, поддерживающей устойчивую энергетику. Он говорит: «чтобы оценить полное воздействие электромобилей на окружающую среду, государственным регулирующим органам необходимо проводить анализ жизненного цикла, который учитывает производство автомобилей. А регуляторы измеряют только то, что выходит из выхлопной трубы». Действительно, можно сказать, что слова Кулла о мнимости преимущества электромобиля с точки зрения экологичности над обычным авто основаны на многочисленных исследованиях.

Так Британская вещательная корпорация BBC еще несколько лет назад  сообщала о результатах одного из таких исследований, проведенного Норвежским научно-технологическим университетом (Norwegian University of Science and Technology). В сообщении BBC говорилось, что согласно этому исследованию, электромобили могут загрязнять окружающую среду гораздо больше, чем бензиновые или дизельные автомобили.

Процитируем в нашем переводе: «В ходе данного исследования было рассмотрено как производство, эксплуатация и последующая утилизация после окончания службы влияет на окружающую среду, поясняет один из ученых, участвовавших в изысканиях, профессор Андерс Хаммер Стромман (Anders Hammer Stromman).

«Глобальная угроза потепления от производства электромобилей примерно в два раза выше, чем от производства обычных автомобилей», говорит он.

Кроме того, для производства батарей и электродвигателей требуется много токсичных минералов, таких как никель, медь и алюминий. Следовательно, воздействие окисления намного больше, чем от обычного производства автомобилей.

Согласно профессору Стромману, можно сказать что, по сравнению с обычными автомобилями, электромобиль , учитывая весь его жизненный цикл – от производства до утилизации,  на таком же уровне, а в ряде случаев еще и хуже, влияет на окружающую среду, несмотря на практически нулевые прямые выбросы во время эксплуатации », говорилось в сообщении BBC.

А что думаете вы? Оставляйте свои комментарии, участвуйте в обсуждениях на нашей странице ВКонтакте, делайте перепосты, ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку и вступайте в группу!

Ваш комментарий будет первым

Leave a comment

Your email address will not be published.


*